CRM: как это работает на практике
Что такое CRM? Эта аббревиатура расшифровывается как Customer Relationship Management, её точный перевод с английского языка — «Управление отношениями с клиентами».
Несмотря на то, что в России этот термин стали использовать не так давно, на самом деле CRM нельзя назвать новой революционной идеей. Мы видим CRM в действии, отдавая автомобиль в починку знакомому мастеру, который знает о нём чуть ли не больше, чем владелец.
CRM — это в первую очередь стратегия, система работы с клиентами. Она включает в себя отношения с сотрудниками сторонних организаций — от первого контакта с потенциальным клиентом до успешной сделки и, возможно, повторных продаж, предоставления услуг. Какова должна быть эта стратегия, целиком определяет руководство каждой компании. А вот реализация стратегии CRM на практике целиком зависит от низовых исполнителей — менеджеров по работе с клиентами и многих других сотрудников, начиная от секретаря и заканчивая специалистами: консультантами, юристами, которые согласовывают условия договоров, бухгалтером, который должен вовремя подготовить необходимые финансовые документы, и т. д. Реализация принятой в организации стратегии CRM, даже в небольших компаниях, затруднительна без использования компьютерного учёта базы данных клиентов, истории отношений с ними, планирования дальнейших контактов. Сейчас понятие CRM применяется и как название программных продуктов для управления отношений с клиентами.
Есть отдельные случаи, когда руководство компании считает, что программа CRM вообще не нужна. Например, с клиентами работает всего один человек. Но в этом случае вся организация оказывается зависимой от этого человека. Если сотрудник не вышел на работу или тем более собрался увольняться, то он может существенно затормозить нормальный бизнес-процесс, привести к ощутимым потерям доходов или даже обрушить весь бизнес той фирмы, из которой он уходит, «прихватив с собою» всё: годами наработанные связи, контакты, договоры и прочее, если они не занесены в автоматизированную базу данных с соответствующими комментариями и подробностями по взаимоотношениям.
Другой случай: организация работает с двумя-тремя крупными клиентами, вроде бы и нет нужды в автоматизированном ведении базы данных. Но ведь тогда особенно важно наладить максимально тесные дружественные отношения с менеджерами разных уровней и направлений таких крупных клиентов: не только в срок и с наилучшим качеством выполнять работы, осуществлять поставки, но желательно не забывать поздравить ключевых сотрудников фирмы-клиента с важными датами. И только в одном случае программа CRM действительно не нужна: если у сотрудников, работающих с клиентами, нет персональных компьютеров.
На примере программы «АЛТИУС — CRM Управление контактами» рассмотрим, какие функции может взять на себя программное обеспечение в построении стратегии CRM компании, какие преимущества она даёт низовым сотрудникам и руководству.
Итак, программа CRM — это, прежде всего, база данных с информацией о клиентах. Эту информацию можно разделить на несколько составляющих:
В программе «АЛТИУС — CRM Управление контактами» информация о клиентах вводится в несколько этапов. Быстрый ввод первичных сведений при первом контакте с клиентом — это просто внесение записи в справочник контрагентов. На этом этапе менеджер может ввести максимально известное количество данных о клиенте: наименование, основное контактное лицо, телефон, факс, электронный адрес. Ряд признаков выбирается из справочников: вид деятельности, регион, группа и категория контрагента, по какой рекламе обратились. Эти признаки могут использоваться для поиска и выбора контрагентов из справочника. Для ввода более подробной информации о контрагенте (контактных лицах, их персональных данных, важных датах контактных лиц) используется «Карточка контрагента», которую можно заполнить или изменить в любой момент. В карточке указывается, должна ли программа автоматически напоминать о событиях по контактным лицам контрагента, и если да, то кому именно из сотрудников, работающих с программой.
История отношений с контрагентами ведётся в программе «АЛТИУС — CRM Управление контактами» автоматически. При запуске программы открывается основное окно работы менеджера — документ «Контакты» (рис. 1). В соответствии с введённым логином и паролем пользователя автоматически определяется список запланированных контактов на текущую дату и отображается в окне «Контакты». Все контакты могут быть разбиты по видам: звонки, встречи, e-mail, факс и т. д.
Первая часть документа — «Звонки». В ней показаны все организации, телефонные разговоры с которыми запланированы менеджером или другими сотрудниками. Для удобства пользователя в отдельных полях показаны сведения о плановом разговоре: телефон, контактное лицо, тема контакта и развернутое словесное описание предстоящего разговора. В процессе работы менеджер может отметить, сколько раз он не дозвонился до контрагента, сколько раз не удалось поговорить и сколько раз в течение дня разговор можно считать состоявшимся. Если менеджер считает переговоры результативными, то для внесения итога разговора он должен нажать кнопку Результат. В открывшемся окне вводится информация о результате: вид результата (например, «Заключен договор», «Заинтересованы в товаре», «Просят направить коммерческое предложение», «Отложено»), словесное описание. После ввода результата контакта кнопка Результат подсвечивается.
Для планирования дальнейших контактов с контрагентом нужно нажать кнопку План. В документе «План» можно внести не одно плановое мероприятие, а несколько, причём не только для себя, но и для других сотрудников. Для каждого планового мероприятия указываются дата, сотрудник, тип контакта (звонок, встреча и т. п.), тема контакта и её словесное описание. В дальнейшем, когда наступит указанная в плане дата, у сотрудника в автоматически открывшемся окне «Контакты» будут показаны мероприятия, запланированные на эту дату (или ближайшую к ней). После ввода планов кнопка План подсвечивается.
Во второй части документа, именуемой «Мероприятия», аналогично звонкам показаны остальные плановые мероприятия, кроме звонков. Работа с вводом планов и итогов по этим мероприятиям происходит так же, как и со звонками.
По каждому контрагенту можно посмотреть историю контактов за любой указанный период.
Нижняя таблица в окне «Контакты» — ежедневные дела. Это планы сотрудника для самого себя. Они будут появляться изо дня в день, пока сотрудник не поставит положительную отметку о выполнении.
Каждую строку-контакт в любой из таблиц менеджер может отметить цветом, чтобы выделить её из других по понятному ему признаку.
Из окна «Контакты» сотрудник может отправлять сообщения другим сотрудникам или самому себе. В сообщении указывается дата, время получения, получатель и текст.
На основании введённых данных руководство может получить набор отчётов как о работе менеджеров, так и о состоянии контактов с контрагентами.
Внедрение любой новой программы может вызвать скрытое неприятие пользователей. Это может происходить по разным причинам.
Первая причина — неудобный или непонятный интерфейс, на освоение которого у сотрудника уходит слишком много времени. В программе «АЛТИУС – CRM Управление контактами» вся основная работа менеджера происходит в одном окне «Контакты». При такой организации работы нет необходимости переключаться между окнами программы, чтобы получить различные справки, подсказки, обмениваться сообщениями с другими сотрудниками. Это даёт возможность не отвлекаться от основной работы в поисках нужной информации.
Ещё одна распространённая причина неприятия программы пользователями — стремление руководства внедрить программу, ориентированную только на руководство, т. е. заставить менеджеров вводить информацию, но ничего не дать им взамен. В результате руководство получает набор оперативных и статистических отчётов, а вот конечные пользователи воспринимают программу как инструмент внешнего контроля своей работы, некое посягательство на личную свободу — и только. Эта проблема снимается в «АЛТИУС — CRM Управление контактами» наличием информации, необходимой самому менеджеру: это, например, различные отчёты по планированию разных видов контактов. Кроме того, у каждого пользователя есть возможность ведения «личной записной книжки», которая не доступна никому, кроме него. Пользователь вносит информацию личного характера, может задать даты для напоминания о важных событиях для каждого своего знакомого (например, день рождения, день свадьбы и т. д).
Специально для секретаря есть «Карточка нашего предприятия», где вводится информация о всех сотрудниках собственной компании с указанием пользователей, которые будут получать напоминания о событиях.
Что же даёт в итоге внедрение программы «АЛТИУС — CRM Управление контактами»? Рассмотрим преимущества по пунктам.
1. Все данные о контрагентах хранятся в одном месте, в едином формате. Их можно просматривать и анализировать.
2. Информация о фактических и плановых контактах перестаёт теряться на всех участках — от секретаря до руководителя. Все контакты с контрагентами фиксируются.
3. Удобно распределяются функции между сотрудниками, менеджеры не дублируют звонки одному клиенту и нет «забытых» клиентов.
4. Не останавливается работа при уходе сотрудника или отсутствии его на рабочем месте. Его текущие и плановые мероприятия легко перераспределяются между другими сотрудниками. История его отношений с клиентами прозрачна.
5. Удобно анализировать работу менеджера с помощью разных отчётов. Видно, с какими предприятиями он работал в любой день или некоторый период времени и с каким результатом.
6. Становится абсолютно прозрачной структура целевой аудитории продаж (предоставления услуг): можно посмотреть, сколько имеется заинтересованных клиентов из разных групп и регионов.
7. Есть возможности для анализа маркетинга, видна реакция на рекламу.
В общем, плюсы использования системы CRM очевидны. В конце концов, внимательное отношение «мастера автосервиса» к вам и вашему автомобилю стимулирует вас обращаться в дальнейшем именно к нему…
Астапенко Лидия
Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Технические параметры (спецификация), комплект поставки товара, лицензий, состава услуг могут быть изменены производителем без предварительного уведомления.
Во избежание недоразумений для получения точной информации о стоимости и наличии представленного на сайте товара, услуг, лицензий, пожалуйста, дополнительно узнавайте по телефону или электронной почте.