Материал посвящен недостаткам бумажного и достоинствам электронного учета строительных договоров. Для решения проблемы подробно расписывается участие юриста в этом учете в специальной программе на разных стадиях.
Ключевые слова: шаблоны договоров, разночтения в документах, управленческий учет строительных договоров.
Причины разночтений в документах
У юриста строительной компании возникает немало сложностей в работе. Имеют эти сложности достаточно обыденный характер: сотрудники других отделов вносят неверные юридические формулировки в документы, оформление документов происходит с опозданием (тогда, когда строительные работы уже ведутся), документы могут быть не возвращены на место хранения и, в случае возникновения спорной ситуации, невозможно найти первопричину каких-то конфликтов и даже оригиналы документов.
Помимо этого, разночтения в документах происходят и потому, что юридическими формулировками занимается юрист, а смысловой частью предмета договора другие сотрудники. Бывает, что юрист, внеся какие-то коррективы (не находящиеся в его компетенции) в договор, просто напросто переиначивает весь его смысл. И также сотрудник, не понимающий юридических тонкостей, может «исправить» договор таким образом, что строительная компания, в итоге, ещё и должна останется…То есть юрист понимает права и обязанности сторон, а сметно-договорной отдел в данном случае больше ориентирован на сроки, объёмы, стоимость работ: когда выполнена работа, какой аванс нужно получить и тому подобное.
Нередки случаи простой человеческой невнимательности. Сотрудник, заполняя типовой договор, не обращает внимания, что шаблон договора устаревший и потерял свою актуальность, например, ещё два года назад. Что же в случае конфликтной ситуации делать юристу? Ведь одна сторона может предъявить претензии другой, ссылаясь на условия договора, а они, между тем, вообще не те, какими должны быть.
Специализированная программа
Очевидно, что изначально нужно вести управленческий учёт в части договоров таким образом, чтобы вышеописанных ситуаций не возникало. Но как? В условиях дефицита управленческих кадров в строительстве сделать это непросто, да и накладно. Именно поэтому юристы в строительстве всё чаще приходят к выводу, что без специализированного программного обеспечения обойтись достаточно сложно, если не сказать — невозможно. Причём в идеале программа должна быть ориентирована именно на строительные компании, т. е. в ней должна быть построена чёткая связь между документооборотом и управленческим учётом в строительстве.
По данным компании «АЛТИУС СОФТ», проблемы у юристов в строительных компаниях, действительно, есть. В частности, при разработке программы «АЛТИУС — Управление строительством» и «АЛТИУС — Документооборот» во внимание принимались сложности, которые встречаются в юридических вопросах в строительстве. Если останавливаться детально на названных программах, то стоит заметить, что программа «АЛТИУС — Документооборот» может работать и как самостоятельная система документооборота, и как дополнительный модуль программы «АЛТИУС — Управление строительством». Что это даёт и как вообще практически устроена работа в программе?
Во-первых, программа максимально проста в использовании и призвана помогать юристу и другим специалистам, отвечающим за договоры.
Во-вторых, когда вводятся учётные данные по договору, начинается процесс создания карточки документа – происходит это автоматически и отложить это на «потом» не получится.
В-третьих, на «нет» сводятся ошибки операторов, которые заполняют договоры. Юрист может подготовить несколько шаблонов договоров, в которых будут зафиксированы типовые юридические формулировки с неизменным разделением зон ответственности. То есть «подправить» утверждённые, неизменяемые части договора оператор не сможет. Когда в программу будут введены количественные показатели, названия объекта и т.п., программа сама (автоматически) заполнит договор, не затрагивая юридические формулировки. Таким образом, коррективы коснутся только переменной части договора, которая меняется от объекта к объекту (название и адрес объекта, реквизиты сторон, суммы).
В-четвёртых, чтобы не возникало потери договоров и относящихся к ним документов, в программе хранятся их копии, которые сотрудники, имеющие доступ, могут распечатать. Оригинал же сразу сдаётся на место хранения (в архив, секретариат, канцелярию).
В итоге, юрист может быть спокоен за то, что никаких нарушений в юридической части договора не встретится. Да и строительная компания в целом выиграет от внедрение такого ПО немало. Так, по данным специалистов компании «АЛТИУС СОФТ», одна из крупнейших строительных корпораций России при вводе учётных данных в модуль «АЛТИУС — Документооборот» обнаружила, что суммы не совпадают в договоре (на одной странице значилась одна сумма, на другой – другая). Разница была всего лишь в одной цифре. Но речь шла о сумме с шестью нулями, поэтому такая «осечка» была крайне неприятной. Сколько таких ошибок ещё могло быть – остаётся только догадываться. Вероятно, было их немало. Вручную отследить всё сложно, тратить время на личный контроль тоже не всегда получается. Следовательно, надо искать пути выхода из ситуации. И об одном из выходов мы рассказали в этом материале.
Автор: Андрей Травкин, генеральный директор компании «АЛТИУС СОФТ».
Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Технические параметры (спецификация), комплект поставки товара, лицензий, состава услуг могут быть изменены производителем без предварительного уведомления.
Во избежание недоразумений для получения точной информации о стоимости и наличии представленного на сайте товара, услуг, лицензий, пожалуйста, дополнительно узнавайте по телефону или электронной почте.